Екатеринбургский Городской Родительский Комитет Ассоциация Городских Родительских Комитетов

Погода в Екатеринбурге


GISMETEO: Погода по г.Екатеринбург

Рекомендации депутатских слушаний

20 мая 2009
Приложение.
РЕКОМЕНДАЦИИ
депутатских слушаний по вопросу «Проблемы развития образования в Свердловской области и пути их решения» 13.10.2008 г. ( выдержки из рекомендаций )


Современный этап реформы российского образования предполагает приведение правовых, финансовых, материально-технических, организационных и иных условий функционирования сферы образования в соответствии как с объективными потребностями развития российской экономики и социальной сферы, так и с необходимостью реализации конституционных прав граждан на образование.
Необходимость концентрации финансовых, административных, правовых и иных ресурсов на решении проблем развития системы образования обусловлена также следующими причинами:
• недостаточной эффективностью системы управления процессами развития образования в Свердловской области, свидетельством которой являются результаты экспериментальных расчетов рейтингов[2] субъектов Российской Федерации по показателям развития образования, произведенных в 2006 году по показателям 2003−2004 годов:
№ п/п Показатель Место Свердловской области в рейтинге субъектов РФ
1 Уровень образования населения 64 (из 89[3])
2 Доступность получения образования 24 (из 86)
3 Качество образования 54 (из 74)
4 Инфраструктура сферы образования 39 (из 86)
5 Кадровый потенциал сферы образования 51 (из 85)
6 Состояние дошкольного образования 29 (из 88)
7 Состояние общего образования 37 (из 76)
8 Здоровье детей и подростков 9 (из 87)
9 Социально-экономические условия развития образования 35 (из 79)
10 Региональная образовательная политика 12 (из 47)
________________________________________
Сравнение результатов рейтинга с показателями соотношения расходов на оплату услуг в системе образования в среднем на одного жителя и среднедушевых доходов населения а) по Российской Федерации (1,12%) и б) по Свердловской области (1,31%) показывает[4], что бюджетные расходы Свердловской области в сфере образования также не являются достаточно эффективными. При этом удельный вес расходов на образование в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации составил в среднем по России – 19,88%, по Свердловской области – 24,03%;
• накоплением эффекта недофинансирования образовательной сферы, не позволяющим в полной мере обеспечить
- реализацию конституционных прав граждан на доступное и бесплатное дошкольное, общее, начальное и среднее профессиональное образование, а так же прав граждан на качественное дополнительное образование;
• неэффективностью действующей системы разделения полномочий (прав, обязанностей, ответственности) между органами власти различных ветвей и уровней, которая препятствует формированию
- управляемых структурных изменений, соответствующих тенденциям и потребностям социально-экономического развития как на федеральном, так и на региональном (муниципальном) уровне;
- инвестиционной привлекательности сферы образования, внутренних стимулов развития и условий демонополизации этой сферы;
- практики использования бюджетных средств с ориентацией на конечный результат;
• несовершенством институциональных механизмов управления образовательной сферой, в том числе, системы государственно-общественного контроля за развитием образования.
На состояние сферы образования в Свердловской области продолжают оказывать воздействие следующие негативные факторы:
• сфера образования остается одной из самых монополизированных сфер деятельности (за исключением высшего образования), механизмы государственно-частного партнерства практически отсутствуют. Так, количество негосударственных общеобразовательных учреждений (некоммерческих организаций) за 15 лет снизилось с 80 до 11;
• нестабильность правового регулирования дезорганизует работу сферы образования и становится существенным фактором роста бюджетных расходов. Так, внесенные в 2007 году в Федеральный закон «Об образовании» около десяти раз изменения потребовали внесения соответствующих изменений в правовые акты всех уровней и в уставы образовательных учреждений. Затраты каждого из 1232 действующих в Свердловской области муниципальных образовательных учреждений, составляющие до 2000 рублей на оплату государственной пошлины при регистрации каждого изменения устава, обеспечили дополнительные расходы бюджета Свердловской области на уровне 24640 тыс. рублей;
• методы, применяемые для модернизации образовательной сферы на федеральном уровне, не в полной мере соответствуют целям этой модернизации, поскольку не учитывают региональные особенности. Так, исключение из структуры федерального государственного стандарта образования регионального компонента не позволяет результативно использовать ресурсы системы образования в целях духовно-нравственного воспитания детей в соответствии с традициями и культурными особенностями регионов;
В целях создания условий для реализации конституционных прав граждан на образование и в связи с необходимостью формирования эффективной системы управления развитием сферы образования участники депутатских слушаний считают необходимым рекомендовать:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1) внести в Федеральный закон «Об образовании» следующие изменения:
- определить в статье 52.2 необходимость предоставления компенсации части родительской платы за содержание детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, независимо от формы собственности учреждений; при расчете компенсации использовать размер фактически взимаемой с родителей платы за содержание ребенка;

2) принять меры по стимулированию развития негосударственного сектора образования в связи с потребностью государства в создании конкурентной и заинтересованной в результатах образовательного процесса среды, в том числе, путем создания равных условий для деятельности образовательных учреждений любых форм собственности, приведения налоговой и тарифной нагрузки негосударственных образовательных учреждений в соответствие с общественно-необходимым характером решаемых ими задач и некоммерческим характером их деятельности.

2. Правительству Российской Федерации:
1) организовать принятие мер, обеспечивающих
- стимулирование негосударственного сектора сферы образования как формы привлечения внебюджетных инвестиций и частной инициативы в развитие образовательной сферы;
- формирование стандартов деятельности по оказанию образовательных услуг вне образовательных учреждений, в том числе, индивидуальными предпринимателями;

3. Законодательному Собранию Свердловской области:
1) изучить опыт развития сферы образования в Московской области, Липецкой области, Красноярского края, Рязанской области и иных субъектов Российской Федерации, в которых механизмы государственно-частного партнерства используются в целях стимулирования развития сферы образования;

2) организовать в срок до 1 мая 2009 года совместно с заинтересованными органами власти и организациями проведение анализа:
- результатов и социально-экономических последствий введения системы нормативно-подушевого финансирования сферы образования в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в том числе, по основным направлениям государственной семейной политики и параметрам социально-экономического развития Свердловской области;
- необходимости внесения изменений в Закон Свердловской области «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений общего образования, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета», обеспечивающих приведение размеров и порядка расчета нормативов в соответствие с их социально-экономическим содержанием и целями финансирования образовательного процесса;

3) организовать совместно с заинтересованными органами власти и организациями разработку и принятие областного закона о профессиональном образовании и иных областных законов,
- создающих условия для развития негосударственного (частного) сектора сферы образования и формирования государственного (муниципального) заказа в образовательной сфере;
- стимулирующих консолидацию ресурсов всех участников отношений и формирование механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования путем повышения инвестиционной привлекательности этой сферы;

4) рассмотреть необходимость и возможность внесения изменений
- в Областной закон «Об образовании в Свердловской области» в части предоставления государственной поддержки негосударственным дошкольным и общеобразовательным учреждениям (некоммерческим организациям) и, соответственно, реализации прав граждан на получение услуг дошкольного и общего образования в образовательных учреждениях любых форм собственности;

5) принять меры для создания системы мониторинга проблем и результатов образовательного процесса по видам образовательных учреждений и потребителей результатов, территориям и иным параметрам, позволяющим обеспечить оценку достаточности и эффективности бюджетных расходов в сфере образования, а также результативности управления образовательной сферой;

6) обеспечить взаимодействие с представительными органами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по вопросам правового и финансового обеспечения развития системы образования в Свердловской области;

7) провести анализ проблем формирования конкурентной среды в образовательной сфере в Свердловской области;

8) рассмотреть необходимость и возможность создания координационного совета по развитию системы образования в Свердловской области с включением в его состав представителей образовательных учреждений всех видов, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, религиозных, научных и иных экспертных организаций;

9) совместно с Правительством Свердловской области и органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, организовать межведомственную комиссию по урегулированию разногласий с контрольными (надзорными) органами государственной власти Российской Федерации по вопросам, связанным с определением ответственности за нарушение требований, предъявляемых к оказанию образовательных услуг, и с принятием мер по устранению указанных нарушений;

4. Правительству Свердловской области:

1) рассмотреть необходимость обеспечения в 2009 и последующих годах:
- расчета объемов субвенций, передаваемых местным бюджетам для выполнения отдельных государственных полномочий в сфере образования, с учетом размеров заработной платы работников образовательных учреждений, не зависящем от количества обучающихся, работающих в малокомплектных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности или являющихся единственным субъектом предоставления образовательных услуг на части территории населенного пункта в соответствии с критерием транспортной доступности образовательных услуг для населения, проживающего на этой части территории населенного пункта;
- развития сети образовательных учреждений за счет перепрофилирования зданий, находящихся в государственной собственности Свердловской области;

2) принять меры
- по приведению налоговой и тарифной нагрузки негосударственных образовательных учреждений в соответствие с общественно-необходимым характером решаемых ими задач и некоммерческим характером их деятельности, по стимулированию развития негосударственного сектора образования как фактора создания конкурентной и заинтересованной в результатах образовательного процесса среды;

3) совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области,
- организовать обучение представителей общественных советов школ и иных органов, создаваемых в учреждениях образования в процессе формирования государственно-общественной системы управления образованием, разработку регламента их деятельности и своевременное внесение изменений в уставы образовательных учреждений;

5. Органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области:

1) обеспечить долгосрочное планирование и согласование учетных расходов местных бюджетов по финансированию сферы образования в объеме, соответствующем результатам демографических процессов и потребностям развития муниципальных образований;

2) принять меры по формированию механизмов государственно-частного партнерства в образовательной сфере и привлечению в нее внебюджетных инвестиций, в том числе, путем предоставления льгот по налогу на землю или по арендной плате при использовании объектов муниципальной собственности негосударственными образовательными учреждениями (некоммерческими организациями), а также путем расширения практики заключения концессионных соглашений для строительства или реконструкции объектов социальноой сферы с потенциальными учредителями таких учреждений;

3) при подготовке и утверждении документов территориального планирования муниципальных образований учесть требование доступности образования, предполагающего, в том числе, транспортную доступность образовательных учреждений;

4) при предоставлении земельных участков для строительства предусматривать необходимость размещения на территории населенных пунктов достаточного для реализации прав граждан на образование количества образовательных учреждений;

5) обеспечить заключение (продление) договоров аренды зданий, занимаемых негосударственными общеобразовательными и дошкольными учреждениями, с учетом социального назначения их использования и на сроки, сопоставимые с технологическими сроками предоставления полного цикла образовательных услуг;

6) обеспечить обучение членов общественных советов школ и иных органов, создаваемых в учреждениях образования в процессе формирования государственно-общественной системы управления образованием, разработку регламента их деятельности и своевременное внесение изменений в уставы образовательных учреждений;

Проект рекомендаций депутатских слушаний подготовлен с учетом предложений рабочей группы (заместитель председателя Баранов К.В., тел.378−92−82), образованной комитетом Областной Думы по социальной политике (председатель Смирнов В.Н., тел.371−76−90).

Проект рекомендаций подготовлен Франц О.Б., к.э.н., с.н.с. Института экономики
УрО РАН (franz@duma.midural.ru).

Если Вы являетесь владельцем сайта или блога, Вы можете разместить нашу кнопку. Код кнопки ЗДЕСЬ

Екатеринбургский Городской Родительский Комитет
Rambler's Top100
Первая натура
Rambler's Top100

Страница председателя ЕГРК В.Ш.Неталиева
Связаться с нами Вы можете по E-mail: egrk@list.ru телефон: 8-912-630-97-43
Создание сайта«It Invest» - создание и продвижение корпоративных сайтов и промышленных организаций