Екатеринбургский Городской Родительский Комитет Ассоциация Городских Родительских Комитетов

Погода в Екатеринбурге


GISMETEO: Погода по г.Екатеринбург

Спорт Отдых

18 мая 2009


Министр спорта, туризма и молодёжной политики Виталий Леонтьевич Мутко.

17 июля 2009 года
Москва, Кремль

Прежде всего я хотел бы поблагодарить членов рабочей группы за проделанную работу, подготовку доклада. Некоторые данные, положения доклада достаточно острые, но, на наш взгляд, объективные и позволяющие выработать и принять правильные и необходимые решения. В целом с положениями доклада, выводами и предложениями по поручениям, проекту поручений, мы согласны, по многим направлениям, обозначенным в материалах, работа уже начата.

Правительство Российской Федерации определило и рассматривает государственную молодёжную политику как самостоятельное направление деятельности государства. В 2006 году Правительством была принята Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации. По итогам заседания президиума, который был в Туле, в нее включен проект «Гражданин России», направленный на гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодёжи. Кроме этого, в Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года, принятой Правительством Российской Федерации, установлено, что целью государственной молодёжной политики является создание условий для успешной социализации, эффективной самореализации молодёжи, развития потенциала молодёжи и его использования в интересах инновационного развития страны. Молодёжная политика обозначена как приоритет и включена в раздел «Развитие человеческого потенциала» вместо традиционного включения молодёжи в раздел «Социальная политика».

Достижение поставленной цели будет осуществляться за счёт решения следующих задач.

Первое – это вовлечение молодёжи в социальную практику, её информирование о возможностях самореализации, обеспечение поддержки научной, творческой, предпринимательской активности молодёжи через различные формы: форумы и те формы работы, которые уже сейчас применяются, в частности, «Селигер», о котором Вы говорили, Дмитрий Анатольевич. Формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной, талантливой молодёжи.

Далее: гражданское образование, патриотическое воспитание, содействие формированию правовых, культурных, нравственных ценностей среди молодёжи. Такой же приоритетный подход и самостоятельный раздел «Госрегулирование» предусмотрен основными направлениями деятельности Правительства до 2012 года.

Сегодня нужна политическая поддержка проводимой работы, обсуждение и постановка задач совместно с руководителями субъектов Федерации. За год работы министерства, а также в ходе подготовки этого заседания мы провели своего рода инвентаризацию, проанализировав ситуацию с молодёжной политикой в стране. Для этого мы разработали форму сбора стандартных данных для оценки эффективности работы с молодёжью, собрали эту информацию со всех регионов. Проанализировали, как уже говорил Олег Николаевич, данные ряда социологических исследований. В ходе поездок изучали ситуацию, встречались с молодёжью, провели сравнительный анализ моделей молодёжной политики в субъектах Российской Федерации.

Получившаяся картина достаточно пёстрая. Структура управления в регионах – от отдельного министерства по делам молодёжи до отдела из нескольких человек в рамках какого-нибудь департамента. Финансовое обеспечение молодёжной политики – от 12 рублей на одного человека в год до 6 тысяч в некоторых субъектах Федерации. Инфраструктура молодёжной политики – от наличия домов молодёжи, подростковых клубов в каждом микрорайоне до их полного отсутствия. И так практически по всем направлениям деятельности.

Уважаемые коллеги! Кто-то воспринимает молодёжную политику исключительно как идеологическую сферу. Но, если заниматься только призывами, не выделять для работы финансирование, не содержать учреждений, куда бы молодёжь могла прийти, результата, конечно, не будет.

Хотелось бы сказать об отсутствии в отдельных регионах данных по целому ряду показателей. Некоторые субъекты Российской Федерации даже были удивлены, когда мы для оценки эффективности проводимой молодёжной политики запрашивали данные о занятости молодёжи, преступности, рецидивной преступности, смертности, заболеваемости, всех видах миграции. К сожалению, кое-где остаётся штамп, что молодёжная политика – это несколько массовых мероприятий, особенно в предвыборные годы.

Но если при этом молодым людям будет негде получить достойное, востребованное образование, найти работу, не будет вариантов решения жилищных вопросов, негде будет заниматься физической культурой и спортом, они будут уезжать из субъектов Федерации, из регионов, городов. Их нельзя удерживать административно. Значит, надо создавать в каждом субъекте достойные условия жизни. Ежегодная безвозвратная эмиграция молодёжи из регионов может привести к демографическим проблемам, а таковые для некоторых субъектов – это вопросы уже национальной безопасности.

После 90-х годов молодёжь была предоставлена сама себе, и всю молодёжную инфраструктуру очень успешно разобрали. Пришло время, на наш взгляд, создавать целостную систему в работе с молодёжью. В современной России не нужно создавать подобие комсомола. Это был излишне централизованный, удобный общественно-государственный механизм для того времени, но нельзя отдавать вопросы молодёжной политики на откуп отдельным муниципалитетам, как это сделано законом 131, когда у федерального центра нет механизма влияния на молодёжную политику. Нужен единый подход, стандарт, принципы в работе с молодёжью, централизованная система управления, общественно-государственный характер работы с привлечением самой молодёжи и общественных движений. Иначе кто-то будет находить механизмы работы, а кто-то – причины, мешающие этой работе. Последние, кстати, найти легко, особенно в нынешних экономических условиях. Так, например, по стройотрядам. Конечно, гастарбайтеры дешевле, да и при строительстве сегодня нужен высокий уровень профессиональной подготовки. Но можно основать для молодёжи экологические отряды, отряды по благоустройству, используя для этого средства на организацию общественных работ, деньги, выделяемые на антикризисные меры.

Я могу привести пример. Дмитрий Анатольевич, после Вашего поручения мы проанализировали ситуацию: в среднем 350 тысяч молодых людей, студентов в летний семестр трудилось. Сейчас эта цифра где-то 180–200 тысяч. И естественно, только в тех регионах, где губернаторы уделили этому внимание, мы уделили внимание на крупных стройках, таких как Казань, АТЭС, Сочи-2014 – там работают строительные отряды. То есть механизм можно всегда найти. Кто-то скажет: дорого создавать центры по работе с молодёжью по месту жительства, ФОКи. Но если мы не будем их строить, нам придётся не меньше денег вкладывать в реабилитационные учреждения.

Как показывает практика, в городах и посёлках, где создаются молодёжные центры, центры досуга, клубы по месту жительства, в пять–семь раз снижается количество правонарушений среди подростков. И примеров таких очень и очень много. Примеры такие можно привести: Республика Мордовия, где 75 процентов бюджета социального инвестируется в строительство подростковых, спортивных клубов. В ряде городов, таких как Губкин в Белгородской области, как Дмитров в Московской области, практически отсутствует преступность или близка к той минимальной норме, которая может быть, когда у молодого человека есть выбор заниматься практически всеми родами деятельности.

Что необходимо, на наш взгляд, делать, чтобы изменить ситуацию и создать систему в работе?

Задать единый стандарт через законодательство, через нормативы. Это должен быть базовый закон, как свод правил, понятий, механизмов, инструментов управления, ресурсного, кадрового, научно-методического обеспечения. Более чем в 70 субъектах Российской Федерации законы есть, и там они способствуют развитию отрасли, необходима их унификация. В Москве закон проработал четыре года и сегодня уже внесён в Думу, принимается новая редакция, в которой применён общий возрастной стандарт – до 30 лет, а не до 25. Так как если человек переезжает из Московской области в Москву, он уже может под категорию молодого человека не попадать.

В единой стране должны быть единые стандарты, и не только возрастные. Закон об основах государственной молодёжной политики не панацея от всех бед, но на уровне Федерации он мог бы установить одинаковые правила игры, основы, единство подходов к отрасли. Я просил бы, Дмитрий Анатольевич, всё-таки поддержку, потому что мы около пяти лет говорим об этом законе, различные модели закона ходят. Но мне кажется, что такой закон был бы очень и очень полезен.

Мы провели анализ законодательства Российской Федерации, касающегося молодёжной политики (он есть в материалах у членов Госсовета), который показал, что регулирование в этой сфере чрезвычайно ограничено. Правовые нормы содержатся в нормативных актах разного уровня, различной тематики, не имеют единой концептуальной основы, у них отсутствует единый понятийный аппарат. Отдельные правовые акты были приняты ещё в 90-е годы и в силу значительных изменений за это время не могут служить основой для проведения эффективной молодёжной политики.

Основной законодательный акт у нас на сегодняшний день по-прежнему постановление Верховного Совета Российской Федерации 1993 года – закон «Об основных направлениях государственной молодёжной политики». Сводом направлений работы, обеспеченных финансово, должна, на наш взгляд, стать федеральная целевая программа. К сожалению, с 2005 года программно-целевой метод на федеральном уровне в молодёжной сфере не используется. Просто не смогли внести достойную федеральную целевую программу, она не была принята, хотя до этого действовала федеральная программа.

Наиболее эффективный механизм в работе с молодёжью – такая федеральная целевая программа – может стать комплексной программой, мини-нацпроектом, включающим все направления работы с молодёжью, задающим стандарт для региональных целевых программ, особенно там, где их нет. Это и ориентиры, и целевые показатели оценки эффективности. Сегодня мы разрабатываем ведомственную целевую программу, хотели бы её принять уже в 2010 году, но хотелось бы получить поддержку и принять такую федеральную программу уже с 2011 года. Если экономическая ситуация не позволит – хотя бы с 2012 года.

Можно привести примеры эффективности работы и нацпроектов, и федеральной целевой программы развития физической культуры и спорта. Здесь губернаторы присутствующие знают, что 70 процентов этой программы – это строительство физкультурных комплексов. Мы строим совместно практически с каждым регионом нашей страны около 200 объектов в год. Улучшается пропускная способность. Министерством здравоохранения и социального развития в ближайшее время будет запущена программа «Здоровая Россия». Это программа, которая будет включать в себя и пропаганду здорового образа жизни, и поддержку массовых движений. Поэтому я бы хотел сказать, что программный метод очень важен.

Важнейшим вопросом является восстановление и модернизация инфраструктуры молодёжной политики. Безусловно, нам необходимо восстановить инфраструктуру молодёжной политики, которая была очень успешно разрушена в 90-е годы. Молодой человек, в каком бы населённом пункте страны он ни жил, должен иметь возможность (лучше в шаговой доступности) пойти в ФОК, кружок, секцию, клуб, центр научно-технического творчества, центр профориентации. Сегодня этого катастрофически не хватает.

Но есть и положительные примеры. С 2005 года в Санкт-Петербурге работает распоряжение губернатора, есть обязательный норматив: 25 квадратных метров для подростково-молодёжных клубов на каждую тысячу населения. Я считаю, подобный норматив должен осуществляться во всероссийском масштабе и, возможно, введён в систему оценки эффективности работы субъектов Российской Федерации, Олег Николаевич об этом говорил. Строить при этом необязательно, в регионах достаточно зданий, помещений, которые можно было бы переоборудовать.

В настоящее время нами направлены в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по развитию инфраструктуры работы с молодёжью на региональном уровне, типовые проекты многофункционального учреждения для молодёжи, но нужен закреплённый законодательно норматив.

Ещё один необходимый атрибут эффективной системы – её общественно-государственный характер. Необходимо создать благоприятные условия работы общественных молодёжных объединений. Именно они и должны реализовать все программы и проекты, участвовать в соуправлении на всех уровнях власти. И кто прошел эту школу, должен иметь возможность избираться в представительные органы власти муниципального уровня. И мы поддерживаем идею унифицировать и снизить избирательный порог до 18 лет. Сегодня в 55 субъектах Федерации такой порог выше.

Мы несколько лет назад создали при Совете Федерации молодёжную ассамблею. Сегодня более 50 процентов её членов избраны в представительные органы различного уровня. Поэтому, если создавать молодёжные парламенты, молодёжные правительства на всех уровнях власти, давать возможность ребятам влиять на принимаемые властью решения и избираться в законодательную власть, это обеспечит и приток кадров, и их эффективную работу.

Как я уже говорил, важный приоритет – поддержка талантливой, инновационно ориентированной молодёжи. Ей развивать страну, и, поверьте, такой молодёжи у нас очень много. Мы открыли портал, на котором любой желающий может зарегистрироваться и представить свой проект. С этого года сделали выставку НТТМ (научно-технического творчества молодёжи) практически круглогодичной. И на сегодняшний день зарегистрировалось более 200 тысяч молодых ребят со своими проектами, и мы начали с ними работать через форум НТТМ на ВВЦ, через образовательный форум на Селигере.

Совместно с Министерством образования и науки утвердили и разработали при поддержке Администрации Президента положение о советах молодых учёных и специалистов для каждого субъекта Федерации как механизм сопровождения таланта, диалога с властью. Сегодня на федеральном уровне выделяется 5350 премий для талантливой молодёжи, 500 грантов молодым кандидатам наук, их научным руководителям, 1000 грантов молодым докторам наук. Но, как показал первый проведённый инновационный конвент, крайне мало проектов, реализуемых при поддержке региональных властей. Необходимо, чтобы система поддержки и сопровождения талантливой молодёжи существовала на региональном уровне в каждом субъекте Российской Федерации. Это позволит привлечь больше молодёжи в науку, инновационную сферу.

В заключение я хотел бы ещё раз поблагодарить Вас, Дмитрий Анатольевич, за поддержку предложения и вынесения вопроса о молодёжной политике на рассмотрение Государственного совета, за объявление 2009 года Годом молодёжи. Убеждён, что реализация принятых сегодня решений позволит создать систему эффективной молодёжной политики.

Спасибо.

Если Вы являетесь владельцем сайта или блога, Вы можете разместить нашу кнопку. Код кнопки ЗДЕСЬ

Екатеринбургский Городской Родительский Комитет
Rambler's Top100
Первая натура
Rambler's Top100

Страница председателя ЕГРК В.Ш.Неталиева
Связаться с нами Вы можете по E-mail: egrk@list.ru телефон: 8-912-630-97-43
Создание сайта«It Invest» - создание и продвижение корпоративных сайтов и промышленных организаций