Екатеринбургский Городской Родительский Комитет Ассоциация Городских Родительских Комитетов

Образование

Обязательный урок "Основы религиозной культуры в России".


До сих пор существуют сомнения в целесообразности курса: нарекания вызывают непродуманная методология преподавания, разделение детей на группы и отсутствие квалифицированных преподавателей и хороших учебных пособий (АУДИО)


К 2013 году в российских школах может появиться еще один обязательный урок - "Основы религиозной культуры и светской этики". С предложением сделать этот курс общеобразовательным и постоянным во всех средних учебных заведениях выступил вице-премьер РФ Александр Жуков. Это заявление вновь вызвало широкую общественную дискуссию. Светская часть общества полагает, что российские школьники не готовы к изучению подобного предмета, а его обязательное включение в программу может вызвать межрелигиозные и межнациональные конфликты.


Дискуссии о введении в школах урока "основы религиозной культуры и светской этики" идут в России не один год. В начале 2000-х тогдашний глава Русской православной церкви патриарх Алексий Второй заявил, что школьники должны знать духовные традиции своей страны. Почти сразу нашлись противники этого предмета. В качестве главного аргумента они приводили первую главу Конституции РФ, в которой сказано, что Россия - светское государство. А поэтому в школах не место религиозным урокам. Другие аргументы "против" - чрезмерная нагрузка на детей и опасность возникновения религиозного фанатизма из-за некорректного преподавания. Конец затянувшемуся спору положил президент России Дмитрий Медведев. В 2009 году он подписал специальный указ, согласно которому в 19 регионах страны на экспериментальной основе был введен этот курс:


"Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Во-первых, это могут быть основы православной культуры, основы культуры мусульманской, основы иудаизма, буддизма. То есть по этим вопросам и ученики, и их родители смогут самостоятельно принять решение. Если найдутся те, кто захочет изучать все разнообразие российской религиозной жизни, для таких учеников может быть разработан общий курс по истории традиционных крупнейших конфессий нашей страны. Наконец, для тех, кто не имеет определенных религиозных убеждений, у кого они не сформировались, должно быть предоставлено право изучать основы светской этики".


Хотя курс уже включен в школьную программу некоторых регионов, до сих пор в обществе существуют сомнения в его целесообразности. Заслуженный учитель России Евгений Бунимович считает, что методология преподавания предмета еще недостаточно продумана, а любая оплошность может привести к межконфессиональным проблемам:


"Это очень сложный вопрос, решение которого неоднозначно. Например, во Франции религиозные вопросы полностью отделены от школ, а в Германии, напротив, подобный курс культуры и религии преподается во всех школах. Нам же в ситуации многонационального и поликонфессионального общества надо искать собственную модель преподавания. Уверен, что этот вопрос не должен решаться поспешно. Требуется очень серьезная экспертиза результатов. Ведь возникает большая проблема, когда детей разделяют на какие-либо группы. Даже когда они разделены на классы "а" и "б", зачастую возникают "войны" между классами. А теперь их начнут делить еще и по религиозному, а фактически по национальному, признаку. Необходимо очень хорошо взвесить, сколько будет от этого пользы".


В Русской церкви с мнением Евгения Бунимовича не согласны и полагают, что введение этого предмета сегодня более чем необходимо. По мнению патриарха Кирилла, эти уроки помогут сформировать единую национальную идею, в которой так нуждается сегодняшнее постсоветское общество:


"Мы сегодня многое начинаем сначала. Пройдя через долгие годы жизни в нерелигиозном обществе, наша страна постепенно приобщается к тем величайшим ценностям, которые хранятся в нашей культурной и духовной традиции. А ведь это, собственно говоря, формирует наше мировоззрение, нашу общую национальную идею. А это необходимо для того, чтобы быть успешным, чтобы общество было сильным и солидарным, чтобы страна была великой. У нас должна быть четкая и ясная система ценностей. И изучение основ религиозной культуры необходимо для того, чтобы не изобретать новую систему ценностей, а вернуться к своей забытой культурной традиции".


Несмотря на то, что слова главы Русской церкви в целом поддержали представители всех официальных религий России, претензии к преподаванию курса возникли. Он задумывался несколько другим, чем получился, считает председатель духовного управления мусульман Чувашской Республики муфтий Альбир Крганов:


"Изначально мы договаривались о том, чтобы этот курс шел в школах "в единой обложке" - по всем традиционным конфессиям страны. Более того, вести его должны были светские учителя. А преподавание предполагалось не мировоззренческого, а культурологического характера. Чтобы наши дети как культурные люди знали, что исповедуют их соседи, какие у них праздники. Мы не должны ущемлять права людей других воззрений. Именно по этому вопросу мы должны еще договориться".


Практика более чем годового эксперимента показала неравномерность предпочтений. В большинстве случаев ученикам и их родителям навязываются уроки по истории и традиции православия. Многие от нежелания изучать какие-либо религии вообще выбирают курс светской этики. Изучение ислама проводится только в регионах, где эта религия представлена большинством. А уроки по иудаизму и буддизму – редкость. Проблему представляет отсутствие квалифицированных преподавателей и хороших учебных пособий. В существующем сегодня виде курс основ религиозной культуры не только не может стать постоянным предметом, но даже опасен, уверен российский религиовед Ивар Максутов:


"У предмета нет никакого общего фундамента, а принцип преподавания этой дисциплины никакой пользы принести не может. Разделение школьников на группы по религиозным и мировоззренческим предпочтениям губительно и вносит в школы религиозную дифференциацию. Делать курс обязательным сейчас невозможно. Ведь имеющиеся сегодня результаты нельзя назвать положительными".


Для того чтобы предмет "основы религиозной культуры и светской этики" все-таки попал в обязательную школьную программу, необходимо его полностью изменить, продолжает Максутов. Надо убрать разделяющие религиозные модули и привнести культурологическую компоненту. Необходимо также подготовить квалифицированных специалистов, которые бы в идеале имели религиоведческое или философское образование, и создать качественные учебники. Курс должен не разделять, а объединять.


http://rus.ruvr.ru


Если Вы являетесь владельцем сайта или блога, Вы можете разместить нашу кнопку. Код кнопки ЗДЕСЬ

Екатеринбургский Городской Родительский Комитет
Rambler's Top100
Первая натура
Rambler's Top100

Страница председателя ЕГРК В.Ш.Неталиева
Связаться с нами Вы можете по E-mail: egrk@list.ru телефон: 8-912-630-97-43
Создание сайта«It Invest» - создание и продвижение корпоративных сайтов и промышленных организаций