Екатеринбургский Городской Родительский Комитет Ассоциация Городских Родительских Комитетов

Проект Семья 2030

Содержательная часть отчета

 Содержательная часть отчета

о первом этапе проекта «Детство 2030 плюс»

11 мая 2011 г.


Ситуация проведения проекта


     Последние три года, прошедшие после опубликования форсайта (форсайт – англ. предвидение, взгляд в будущее) «Детство 2030», ситуация с темой детства начала меняться. 

     Появились бурные обсуждения в интернете, серии статей, президент в послании Федеральному Собранию уделил внимание теме «Детство», стали обсуждаться проекты новой школы и активно начали формироваться и расти в численности родительские комитеты. 

     Была создана Ассоциация родительских комитетов и сообществ (АРКС) в марте 2010 г., которая включает в себя тысячи людей во всех крупнейших городах России. Таким образом, у АРКС возникло желание разобраться с содержанием форсайта «Детство 2030».

      Проведенный совместно с родительскими комитетами анализ дорожной карты «Детство 2030» показывает отсутствие такого важного и усиливающегося стейкхолдера (заинтресованного лица или группы лиц), как родители, в ситуации с детством. Поэтому производился анализ дальнейшей возможности направления развития АРКС и усиления их позиции, а также ответа на вопрос: могут ли родительские комитеты и организации выступить важным стейкхолдером в преобразовании темы «Детство» в России. 

     Отсутствие на дорожной карте «Детство 2030» такого стейкхолдера, который в значительной степени объединен с движениями, связанными с православием и патриотическими (самодержавными) силами, объяснялось, прежде всего, тем, что тема детства несколько лет назад далеко не так сильно волновала общество. 

     Стимулом к быстрому развитию родительских комитетов явились жесткие негативные факторы, которые начали набирать силу в России. Это: наркомания в детской среде, педофилия, произвол социальных служб и служб опеки (завуалированное внедрение ювенальных технологий), которые даже начали коммерционализировать свою деятельность. Все это вместе начинает интерпретироваться (к чему подтолкнул и форсайт «Детство 2030»), как некая политика государства, направленная на ослабление и уничтожение традиционной семьи. 

     За прошедшие годы АРКС разработала целый ряд общественных механизмов противодействия этим факторам и продолжает активно развивать их. В рамках появления этой силы проводился семинар для ответа на поставленный вопрос.



                                                          Основные выводы семинара


1. Объединения родительских комитетов, сообществ, а также другие родительские движения могут явиться важным фактором изменения ситуации в России. В дальнейшем - развитии проекта «Детство 2030 плюс».

2. Родительским комитетам удалось найти две вещи, которые делают их очень сильными.

      Во-первых, это их апелляция к тому, что они заинтересованы в детях и их нормальном развитии. Из-за чего у них появляется другой взгляд на происходящее, не связанный с бизнес-интересом или политической конъюнктурой. Поскольку отношение к детям затрагивает все слои общества (не только православные, патриотические и этнические), то это является очень сильным фактором, который может служить привлечению значительного количества людей и сформировать перспективный взгляд (поскольку отношение к детям имеет поколенческий период, как минимум, 25 лет). Кроме того, это имеет прямое отношение к устройству общественной жизни и к государству, которое имело бы временную перспективу не менее одного - двух поколений и было бы ориентировано на действительные ценности, которые интересуют людей, а не на политические интересы и конъюнктуру.

     Во-вторых, в отличие от других родительских комитетов, АРКС нашел механизм активизации общественной активности родителей с разработкой собственных механизмов реагирования и управления ситуацией (группы быстрого реагирования, способности договариваться с госструктурами), которые создают совершенно новый эффект. АРКС не замыкается в своих собственных интересах и деятельности, а способна осуществлять содержательное и осмысленное давление на госструктуры для реализации своих целей. Многие из этих механизмов были обсуждены на семинаре, и их развитие, трансляция и формирование являются очень важным моментом, поскольку это единственная общественная организация, которая нашла этот механизм и имеет потенциал для привлечения значительного количества людей.

     В связи с этим мы можем сформулировать задачу следующего этапа, как развитие наиболее сильных сторон АРКС, выведение их в поле общественного дискурса и возможности распространения их на сферы:

 изменение законодательства;

 программы, проекты и реформы целого ряда сфер;

 формирование и распространение по России осмысленных и эффективных образцов организации общественного движения и общественной деятельности.

       При анализе дорожной карты «Детство 2030» и ее совмещения с формирующейся позицией родительских комитетов и родителей, появляется возможность для реализации ряда проектов, которые будут изменять ситуацию. В результате чего появится новый сценарий в дорожной карте: это общественное движение родителей, которое начнет действовать как на федеральных, так и на локальных уровнях. 


Основные направления, в которых возможна разработка проектов для АРКС:


1. Укрепление семейных и родительских отношений на фоне изменения форм совместной жизни.

2. Реформа социальных служб в России (недопущение ювенальных технологий в России).

3. Изменения в системе образования (в первую очередь, школьное и дошкольное воспитание).

4. Активное участие в позитивном использовании миграционных процессов, полезных для России в целом.

5. Тема медицины.

6. Создание сферы компетентного родительства.

7. Влияние на медиа среды и участие в них.


1. Укрепление семейных и родительских отношений на фоне изменения форм                                                              совместной жизни


Возможный проект по усилению АРКС.  


Радикальный проект (как это должно выглядеть в идеальном случае)


     В общество должны быть введены ценности семьи, принятые на политическом и государственном уровнях. При этом необходимо отличать семью в социальном, экономическом и законодательном плане от семейных отношений, связанных с таинством любви.

     Должно быть сформировано отношение к индивидуальному человеку, как к неполноценному, пока он не создаст семью, не воспитает детей. Основным смыслом и задачей полноценного человека должны стать создание семьи, рождение и воспитание детей, а затем и передача детям жизненной эстафеты. 


В каких направлениях необходимо работать


     В социальной реальной жизни мы видим разнообразные формы совместной жизни. Например: гражданские браки, в которых рождается треть детей, несколько браков на протяжении жизни и т. д.

Необходимо разработать проект, направленный на изменение законодательства в этом вопросе.

     Законодательство должно фиксировать подлинные формы семейной жизни, а не гражданские отношения в имущественной сфере (например, раздел имущества) и взаимных обязанностей. 

Так же, например, законодательство не должно считать брак распавшимся, если после развода у родителей остаются дети. Это сложная проблема, требующая анализа законодательств других стран и разработки собственного предложения.

     Основной проблемой законодательства является рассмотрение семьи, зарегистрированной в органах, как брак, где семейные отношения рассматриваются, в первую очередь, как имущественные, а не как духовные и этические.

     Необходимы различные программы, которые могут проводиться на федеральном, региональном и местном уровнях, направленные на укрепление семьи, программы, которые связаны с распространением ценности рождения детей, их воспитания, совместной жизни и ответа на вопрос: зачем нужны дети. 

     Должны формироваться модели воспитания человека, в которых человек, не воспитавший детей, не является полноценным, состоявшимся человеком.

     Необходимы проекты на всех уровнях, способствующие созданию семьи (пересекаются с проектами компетентного родительства), проекты, направленные на облегчение рождения детей, в том числе, большого количества детей в одной семье. Для этого необходимы анализ и исследования структуры семейной жизни, которые в настоящее время в России отсутствуют. Исследования дадут ответ на вопрос: какой процент семей должен быть многодетным, чтобы идея семьи и детства была повсеместной.


Формы общественных движений


Родительские комитеты и родительские сообщества, которые несут на себе функции воспитания полноценных людей, контролируют ситуацию с многодетными семьями и поддержкой их уровня жизни.


                             2. Реформа социальных служб в России


Текущая ситуация с социальными службами


Социальные службы являются наследием СССР и с момента своего создания не реформировались. Принцип, по которому они работают, - распределение средств для малоимущих. В условиях несоциалистической формации это порождает коммерциализацию служб и порождает в социальных слоях иждивенчество, воровство и другие негативные последствия, проявившиеся в последнее время.

Такая система не способствует устранению бедности и непригодна для условий, когда значительную часть населения будут составлять вновь прибывшие мигранты. Подобные службы не будут решать проблему превращения в российский народ прибывающее миграционное население.

В мире известен опыт решения подобных проблем за счет социальных лифтов и волонтерские движение, в т.ч. религиозные.


Радикальный проект (как это должно выглядеть в идеальном случае)


Вместо социальных служб должны создаваться программы, рассчитанные на решение определенных проблем (бедности, занятости, образования), которые по достижению своей цели должны прекращаться.

Повсеместно должны быть распространены волонтерские движения по самым разнообразным направлениям. Участие в волонтерстве должно стать нормальной практикой для различных слоев населения.


 В каких направлениях необходимо работать


Необходимо провести анализ мирового и российского опыта и разработать альтернативный существующим социальным службам проект.

Определить основные направления, по которым должна развиваться законодательная инициатива.

Обсуждение вариантов реформирования социальных служб, которые при дальнейшем развитии АРКС могли бы превращаться в различные проекты на федеральном, региональном и местном уровне и служить основой для законодательных инициатив и различных государственных программ.


Формы общественных движений


По результатам работы над данным проектом АРКС должна выработать собственную позицию по поводу того, какие должны быть механизмы для:

 превращения нищего и иждивенческого населения в активное и состоятельное;

 интеграции мигрантской среды в российское общество;

 создания «социальных лифтов» для сложных случаев с детьми и их родителями.


АРКС на основании собственной позиции должна формировать способы и методы работы для повышения качества населения.


                                    3. Изменения в системе образования


Текущая ситуация в системе образования


      Современная школа имеет ряд принципиальных институционально закрепленных механизмов, не позволяющих изменяться и превращаться в современную школу:

1. Главная идея советской общеобразовательной школы: все воспитательные, образовательные, и социализационные функции должны быть сосредоточены в одном месте;

2. Обязательное наличие здания. Здание организовано таким образом, чтобы все коридоры были просматриваемы, и учитель всегда мог видеть всех учеников;

3. Одновозрастные классы. В каждом классе, в пионерских лагерях, секциях и других образовательных структурах дети одного возраста;

4. Предметное образование. Есть предметы, которые разбиты на куски и называются уроками. Содержание предметов устроено квазиисторически. Пример: если в математике сначала появились цифры, а потом алгебра, так и изучают в школе. Но в настоящее время существуют образовательные технологии, которые позволяют значительно быстрее обучаться, не придерживаясь квазиисторического образования.

5. Почасовая оплата работы учителей. То есть, чем больше преподаватели проводят уроков, тем больше им платят. Это не способствует возникновению учителей, которые могут эффективно обучать за короткое время.

6. Принцип отложенной жизни. Предполагается, что для того, чтобы чего-то добиться, необходимо долго учиться. А учиться можно тому, что заложено в школьной программе, не задаваясь вопросом: потребуется ли это в будущем?

7. Педагог ― профессиональный учитель. При подобной организации обучения, когда учитель несет на себе все функции (воспитательные, социальные, предметной подготовки, обучение навыкам и т.д.), возникает ситуация, что для ребенка педагог - это конечная форма человечества.


Радикальный проект (как это должно выглядеть в идеальном случае)


     На сменуе существующей системе образования должны прийти различные образовательные и воспитательные проекты, имеющие разное предназначение и позволяющие быстро ориентироваться в современном мире. 

     Должны рассматриваться школьные альтернативы, в виде:

 Семейного воспитания, когда родители самостоятельно определяют, как и чему должны обучаться их дети, самоорганизуются и приглашают по собственному выбору учителей.

 Школьных проектов, альтернативных существующей школе.

 Других форм воспитания и развития детей (территориальное развитие «Школьный проект», диверсификация образования на различные проекты и программы, такие, как программы ликбеза, краткосрочные курсы и т.д.);

 Построения сетей и благоприятных сред для детей (город, дружественный детям; участие детей в проектировании жилья и т. д.)


В каких направлениях необходимо работать 


     Необходимо провести анализ мирового опыта и разработать альтернативные существующей системе образования проекты.

     Определить основные направления, по которым должна развиваться законодательная инициатива.

Обсуждение вариантов альтернативных проектов образования, которые при дальнейшем развитии АРКС могли бы превращаться в различные проекты на федеральном, региональном и местном уровнях и служить основой для законодательных инициатив и различных государственных программ.


Формы общественных движений


Должны формироваться родительские сообщества, компетентные в образовании и воспитании детей, которые могут самостоятельно определять, какие формы образования и воспитания необходимы для их детей.


       4. Активное участие в позитивном использовании миграционных процессов,                                                           полезных для России в целом


Текущая ситуация с миграцией


Основная проблема миграционной политики состоит из нескольких вещей:

1. Экономическая необходимость, которая сделает миграцию одним из важнейших факторов нашей жизни. Это произойдет из-за естественной убыли населения, нехватки рабочих рук и т. д.

2. Появления или отсутствия государственной политики в сфере миграции. В настоящее время у государства отсутствует миграционная политика, что способствует привлечению неквалифицированной, временной рабочей силы, а не будущих жителей России.

3. Российское общество внутренне (идеологически и морально) не готово к принятию мигрантов в целях его развития и усиления.


Радикальный проект (как это должно выглядеть в идеальном случае)


Необходимо на государственном уровне формирование политики в отношении различных типов миграции.

Должна быть сформирована среда, благоприятная для ассимиляции и интеграции мигрантских сообществ в Российское общество.


 В каких направлениях необходимо работать


     Необходимо провести анализ мирового опыта работы с мигрантами и их интеграции в общество.

Необходимо определить основные направления, по которым должна развиваться законодательная инициатива.

     Разработанные АРКС проекты по интеграции мигрантов могли бы превращаться в различные проекты на федеральном, региональном и местном уровнях и служить основой для законодательных инициатив и различных государственных программ.


Формы общественных движений


Родительские комитеты могут создавать объединения, отслеживающие мигрантские потоки и их качество.

Формировать взаимодействие мигрантских сообществ и их интеграцию за счет образовательных программ.


                                                       5. Тема медицины




Текущая ситуация в сфере медицины


Медицинская система не менее институционализирована и жестко устроена, чем система образования. В условиях рыночной экономики она сильно коммерционализировалась и переориентируется с поддержания здоровья людей на поиск болезней и прибыль.


 Радикальный проект (как это должно выглядеть в идеальном случае)


Необходимо перевести медицину в сферу, помогающую деторождению, а не создающую нынешний фон трудности и затратности.


В каких направлениях необходимо работать                         


Определить основные направления, по которым должна развиваться законодательная инициатива.

Разработка структуры медицинской помощи, способствующей деторождению.

Обсуждение проектов, связанных с деторождением и профилактикой здоровья детей, которые при дальнейшем развитии АРКС могли бы превращаться в различные проекты на федеральном, региональном и местном уровне и служить основой для законодательных инициатив и различных государственных программ.


Формы общественных движений


Необходимо создание общественных объединений, делающих деторождение естественным этапом жизни, при котором человек (родитель) не выпадает из жизни, а продолжает свое дальнейшее движение.


                               6. Создание сферы компетентного родительства.

(компетентный – лат., знающий, осведомленный, авторитетный в определенной области. Ожегов, Словарь русского языка).


Радикальный проект (как это должно выглядеть в идеальном случае)


Необходимо развивать сферу помощи родителям, молодым семьям и будущим родителям в плане знаний и облегчения быта семьи и организационных моментов. Должна быть создана среда, в которой комфортно и престижно иметь детей, в которой родительство является достойным занятием, а не трудной, бытовой и вынужденной обязанностью.

Ввиду отсутствия данной сферы в настоящее время ее необходимо полностью сформировать.


 В каких направлениях необходимо работать


Необходимо разрабатывать законодательную сферу, которая смогла бы обеспечить престижное и необременительное родительство.


Формы общественных движений


Необходимо определить, как должны быть трансформированы родительские общественные движения, чтобы при взаимодействии с ними у молодежи появлялось желание завести детей, и какую помощь на каждом этапе необходимо оказывать семьям.


                                               7. Влияние на медиа среды и участие в них


Текущая ситуация с медиа средами


Медиа среды формируют основной вызов, поскольку для большинства людей они являются основным ориентирующим фактором и важным элементом нынешнего обучения и образования.

Следующие технологические общественные уклады начинают формироваться в медиа средах. Под медиа средами понимаются не только СМИ, но и вся находящаяся вокруг среда. Это и массовые коммуникации, и социальные сети, и втягивающиеся в эту среду литература, кино и искусство, которые начинают жить по законам медиа среды, а не по своим собственным. И это становится все более важным фактором нашей жизни, по отношению к которому должно быть выработано правильное отношение. Медиа среды нужно использовать для развития детей, в т.ч. для их технологического оснащения, ориентационного развития.


В каких направлениях необходимо работать


Необходимо проанализировать тренды в изменении медиа сред.

Определить, что необходимо сделать для формирования современных и более привлекательных для детей и родителей медиа сред, чем существующие сейчас.


Формы общественных движений


Родительские комитеты должны выработать свое собственное отношение по отношению к медиа средам, какими они хотят их видеть и как они будут их создавать конкурентоспособными существующим медиа средам.


                                                                        Заключение


Предлагаем разработать 7 проектов по указанным темам, каждый из которых будет включать:

 радикальную альтернативу, т. е. проект, описывающий, как это должно выглядеть в идеальном случае;

 указания на законодательные инициативы и решения, которые должны быть приняты для движения в направлении реализации данного проекта;

 формы общественных движений, которые должны существовать для реализации данного проекта.



 


Если Вы являетесь владельцем сайта или блога, Вы можете разместить нашу кнопку. Код кнопки ЗДЕСЬ

Екатеринбургский Городской Родительский Комитет
Rambler's Top100
Первая натура
Rambler's Top100

Страница председателя ЕГРК В.Ш.Неталиева
Связаться с нами Вы можете по E-mail: egrk@list.ru телефон: 8-912-630-97-43
Создание сайта«It Invest» - создание и продвижение корпоративных сайтов и промышленных организаций