Екатеринбургский Городской Родительский Комитет Ассоциация Городских Родительских Комитетов

«Верхотурье – город будущего»

Стране нужнее патриоты?

На днях в Государственной Думе Российской Федерации должно пройти обсуждение проекта закона о внесении поправок в стандарт общего среднего образования. Если он будет принят, старшую школу ждут существенные изменения. Суть законопроекта можно описать так: количество учебных часов, потраченных на образовательные предметы, будет уменьшено в пользу нравственно-патриотического воспитания школьников.


Для российских старшеклассников хотят оставить только три обязательных урока: ОБЖ, физкультуру и новый предмет «Россия в мире» (смесь истории, географии и культурологии), вводимый ради «повышения патриотического воспитания» и «борьбы с фальсификацией истории».


Остальные дисциплины будут сформированы из 6 предметных областей, из которых ученики смогут выбрать только семь предметов для обучения:


– Русский язык и литература, родной язык и литература, иностранный язык (первый иностранный, второй иностранный);


– Общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право);

– Математика и информатика (математика, алгебра, начала матанализа, геометрия, информатика);


– Естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология);

– Курсы по выбору (искусство или предмет по выбору школы – для национальных республик).


Школьник имеет право выбрать одну или две предметные области, но не более 7 предметов. При этом 3-4 предмета изучаются на профильном уровне, а 3-4 – на базовом уровне.


Учебный день продолжат уроками этого самого патриотизма. Правда, никто пока не может внятно сказать, чем будут наполнены эти уроки.


Столь глобальные изменения школьной программы, которые наши законодатели планируют претворить в жизнь в 2011 году, вызвало немалый общественный резонанс. Стоит ли упрощать школьную программу в пользу патриотического воспитания? Не повлечет ли это глобального «отупления» выпускников? И можно ли вообще научить любви к Родине административным путем?


Эта тема уже несколько раз поднималась на страницах «МК», но, так сказать, на федеральном уровне. А теперь наши корреспонденты попросили прокомментировать грядущие изменения некоторых известных рязанцев, а также людей, которые имеют к образованию прямое отношение (школьных учителей и преподавателей вузов) или опосредованное (законодателей, представляющих наш регион в Государственной Думе).


Николай Булаев (депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Член фракции «Единая Россия». Доктор педагогических наук, профессор. С октября 2007 по апрель 2010 занимал должность руководителя Федерального агентства по образованию):


– Все, что сейчас пишут в средствах массовой информации, не имеет никакого отношения к законопроекту. Люди не понимают, в чем разница между законопроектом и приказом Министерства образования и науки, которым утверждаются стандарты общего образования. Все то, что сейчас активно муссируется в СМИ, – это только возможный проект приказа Министерства образования и науки по стандартам общего образования. У нас сегодня

утвержден стандарт начального образования и стандарт основного общего образования, который сейчас находится на рассмотрении в Минюсте. А проект стандарта старшей ступени образования (10 и 11 классы) пока официально никуда не внесен.


Обсуждается некий документ, который гуляет по интернету и в отношении которого Председатель Правительства Российской Федерации дал поручение Министерству образования и науки провести детальное обсуждение, как в профессиональном сообществе, так и среди заинтересованных лиц. Потому что людям не смогли грамотно объяснить, что же содержится в данном документе. Естественно, полная ересь, что в этом документе якобы содержится норма о том, что три урока будут бесплатны, а остальные – платные. Это фантазии больных людей, которые не читали проект. Они пересказывают версии, которые кто-то выдумал и запустил. Это как нехороший анекдот: вот он гуляет, и к нему каждый рассказчик, добавляет что-то свое. Ничего подобного даже в этом проекте нет.

В законопроекте сказано, что в средней школе за 2 года мы обязаны провести бесплатно от 2100 до 2400 часов занятий. Разделите их на 33 рабочих недели, и вы увидите, сколько часов в неделю мы должны дать бесплатно. Естественно, что в это время входят физика, математика, русский язык и многие другие общеобразовательные предметы.


Другое дело, что нужно людям объяснить принцип организации учебного процесса. Если мы хотим обсуждать этот законопроект, его необходимо прочитать. А не обсасывать сплетни. Это последнее дело.


Владимир Федоткин (депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Член фракции «КПРФ»):


– Примерно полторы недели назад на заседании Правительства Премьер Путин сказал*, что задачей одного из обязательных предметов – «Россия и мир» – является воспитание патриотического поколения. Что будет входить в этот курс? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Исходя из того, что нам удается узнать на заседаниях и совещаниях, предположу, что это будут отдельные куски из истории и экономической географии России. Эти куски будут скомпонованы так, чтобы оправдать нынешнюю государственную политику.


Я считаю, что никакими законами и указами воспитать патриотизм невозможно. Вообще, бумагами он не прививается. Патриотами нас делает жизнь. Например, если молодой человек живет в нормальной стране, в которой его родители работают, получают хорошую зарплату, а он сыт, одет, окружен успехом, счастьем и благополучием, естественно, что он вырастет патриотом такого государства. А если он видит, что его родители мучаются, не могут найти нормальную работу с адекватной заработной платой, не в состоянии заплатить за его образование, а поступить бесплатно без связей невозможно, то и любить эту страну он не будет. В итоге такие молодые люди, которых, кстати, в нашей стране большинство, от безысходности выходят на Манежную площадь для того, чтобы власти услышали их голос. А власти слышать их не хотят. У нас ведь до сих пор нет нормальной молодежной политики. А пока ее нет, молодые люди так и будут выходить на улицы. Поэтому, как бы Путин и Медведев ни хотели воспитать патриотизм, такими методами сделать это им не удастся.


Также важно то, что мы понимаем под словом «патриотизм». Нынешнее правительство называет патриотами тех, кто безоговорочно одобряет все их решения. И основной целью патриотического воспитания станет формирование лояльности к нынешней власти. Но абсолютно понятно, что в ситуации, когда одни ездят на «мерседесах», а большинство не может купить достаточно еды, ни о какой лояльности не может быть и речи. Как говорят, сытый голодному не товарищ. Хотя задача такая поставлена. И из неофициальных источников нам стало известно, что Путин потребовал от Фурсенко (Министр образования и науки. – Прим. ред.), чтобы к сентябрю новые стандарты образования уже были введены.


Еще один момент. Патриотизм должны воспитывать учителя, но как они могут делать это, ведя нищенское существование? Ведь учителей сейчас лишают всего, в том числе социальных гарантий. Школы закрывают, а преподавателей сокращают. Прежде чем воспитывать в детях патриотизм, необходимо его привить самим воспитателям.


Все наши предложения, направленные на улучшение социального положения учителей и преподавателей, не были поддержаны «Единой Россией». Делайте выводы.


Алексей Бачурин (декан инженерного факультета Рязанского Агротехнологического университета):


– Не так давно был обнародован новый законопроект, по которому в старших классах школ останется три обязательных предмета. Остальные дисциплины надо будет выбирать самостоятельно. Общественность агрессивно восприняла данное нововведение. А как вы относитесь к этому?


– Я считаю, что конфликт произошел из-за неправильной трактовки законопроекта. Ведь базовая часть начального образования останется прежней. А в старших классах ученики смогут преступить к углубленному изучению определенных наук.


– Что лучше, по вашему мнению, – программа обучения с большим количеством предметов, но поверхностными знаниями, или предложенный новый вариант?


– Я считаю, что необходимо давать определенный базис всех предметов, а в старших классах следует предоставлять школьникам более глубокие знания.


– Каждый год к вам в университет приходит большое число абитуриентов. Вы довольны уровнем их подготовки?


– Честно говоря, нет. В школах либо что-то недодают, либо дают, но ненужное. Но многое зависит и от самих школьников. Ведь некоторые из них подготовлены хорошо, а некоторые, наоборот, очень слабо.


– Вы считаете, предлагаемые реформы образования смогут исправить ситуацию?


– Как я уже сказал, многое зависит от учащихся. Если человек не стремится к знаниям, этого не исправит более углубленное изучение меньшего числа предметов. Лично я бы согласился более углубленно изучать технические науки: математику, геометрию, к которым у меня всегда была тяга. И меньше времени уделять гуманитарным наукам, например, анализу литературных произведений. Но начальный уровень надо, конечно, пройти полностью.


– В числе обязательных предложен новый предмет – «Россия в мире». Вам не кажется, что это будет слишком политизированный взгляд на историю страны?


– Может быть, они хотят показать этим предметом, какую роль наша страна занимала в мировой истории? Тем более что многие события имеют свойство повторяться, и, дабы избежать новых ошибок, надо давать школьникам полный курс истории. Причем знания должны быть объективными, не окрашенными влиянием ни одной из политических партий. В советское время скрывали негативные моменты истории, сейчас – наоборот. Но я считаю, что были и положительные моменты, и дети должны о них знать.


– Бытует мнение, что, вводя новые стандарты образования, государство хочет подготовить патриотичных «грузчиков», безоговорочно поддерживающих его политику.


– Я в корне несогласен с таким мнением. Во-первых, патриотизм еще никому не мешал. А во-вторых, помимо основных предметов будут и другие. Просто ученик сможет выбрать направление, которое ему интересно. Ведь в старших классах такое происходит и сейчас. Многие учащиеся концентрируются на тех дисциплинах, которые нужны им для поступления в вуз. Также надо менять изначальный подход к обучению. Искоренять коррупцию. В настоящее время уже в школах дети знают, что финансовые средства помогут им решить некоторые учебные трудности. Следовательно, задаются вопросом: «Зачем нам учиться, когда можно решить проблему иначе?»


Юлия Сергеевна (молодой учитель).


– Нужно ли военно-патриотическое воспитание в наше время?


– Безусловно, нужно. Я считаю, что на данный момент чувство патриотизма у детей отсутствует. Сейчас они в основном смотрят на Запад, а нужно, чтобы они интересовались своей страной.


– Каким оно должно быть?


– В общем-то, я бы оставила систему, которая существует сейчас, просто ее нужно немного дополнить. Это должно быть добровольно. Детей нужно заинтересовать и прививать чувство патриотизма с раннего детства. Главное, чтобы это было связано со сферой их интересов. Если им нравится сидеть за компьютером, то пусть сидят за компьютером, делая какие-то презентации или фильмы.


– Подходит ли для этого законопроект, предложенный Министерством образования и науки?


– Как проект только о патриотическом воспитании – да. Но наша общеобразовательная школа дает разные знания, и вводить полностью одно военно-патриотическое направление, конечно, нельзя.


– Хватит ли трех обязательных предметов выпускникам для дальнейшей жизни?


– Конечно, нет. Нынешним выпускникам нужны совсем другие предметы. Даже в военных ВУЗах эти предметы не являются основными. Я считаю, что если для патриотического воспитания это хорошо, то для школы не подходит совсем.


– Автор поправок, гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, сказал: «Для любого государства воспитание гражданина и патриота своей страны является главной задачей, оно важнее математики или физики». Согласны ли Вы с этим утверждением?


– Я считаю, что гражданин и патриот в первую очередь должен быть грамотным. Он должен уметь излагать свои мысли, основывая их на каких-то знаниях. Военно-патриотическое воспитание нужно связывать с образованием.


– Если предложенные стандарты образования будут приняты в сегодняшнем виде, то каким вырастет следующее поколение?


– Это трудно сказать. Я думаю, что уровень знаний сильно понизится. А за ним понизится и уровень хозяйственности в стране, и экономический уровень. Как таковых руководителей не останется.


Светлана Игоревна (завуч средней общеобразовательной школы).


– Нужно ли военно-патриотическое воспитание в школе в наше время?


– Да, для того чтобы готовить защитников Родины и сохранять традиции русского народа.


– А разве «готовить и сохранять» должны не в семье?


– Это должно воспитываться и в семье, и в школе. Если будет только одна сторона, то толку не будет. К тому же в наше время школа иногда является более авторитетным органом. Родители зачастую со своими детьми не справляются.


– Нужно ли, по вашему мнению, сокращать количество предметов и оставить основными физкультуру, ОБЖ и «Россию в мире»?


– Учителя математики и русского языка, в плане патриотизма, порой могут дать больше, чем учителя физкультуры и ОБЖ. На мой взгляд, эти предметы вообще

второстепенные. Пушкин Александр Сергеевич был настоящим патриотом, причем не имел никакого отношения к предложенным предметам. Все-таки патриотов нужно воспитывать всесторонне, на традициях математиков, физиков, литераторов и прочих.


– Как Вы считаете, обязательно ли вводить военно-патриотическое воспитание отдельным курсом обучения?


– Безусловно, лучше сделать это в виде каких-то мероприятий. Если просто прийти и что-то рассказать, то патриотами они не станут. Нужно включать детей в работу. Классные часы, школьные праздники, экскурсии. Все это будет намного эффективнее.


– Можно ли вообще научить патриотизму?


– Я думаю, что по принуждению никогда ничего хорошего не выйдет. Патриотизм должна воспитывать жизнь. Если мы будем говорить одно, а дети будут видеть за окном другое, то ничего не изменится.


– Достаточно ли трех предметов для воспитания патриотов?


– Чтобы страна процветала, нужны не только патриоты. Нужны люди, у которых есть знания. Так что, конечно, не хватит. К тому же в институты, даже в военные и спортивные, вряд ли будут принимать согласно тому, насколько ты быстро бегаешь. В целом, патриот не должен быть безграмотным. Иначе наша страна просто не сможет конкурировать с другими странами. Кроме того что свою страну нужно любить, нужно еще и преумножать ее богатство. Все наши ученые были патриотами, и багаж знаний им в этом только помогал.


– Если предложенные стандарты образования будут приняты в сегодняшнем виде, то каким вырастет следующее поколение?


– Дворниками. Идейными дворниками. Они, как мне кажется, будут похожи на Шарикова из «Собачьего сердца». Профессор Преображенский был, вроде, не патриотом, но он и людей лечил и образованным человеком был. А что сделал патриот Шариков?


Чацкие или Шариковы?


Сторонники реформы искренне верят (по крайней мере, всячески это демонстрируют), что нам надо в первую очередь воспитывать настоящих патриотов России, а знания – это так, нечто второстепенное, нужное школьнику лишь постольку-поскольку. Поэтому начиная с 9-го класса учебный день следует разделить надвое. В первой половине должны проводиться обычные уроки, а вторую следует посвятить «акциям, направленным на формирование личности гражданина». Оппоненты же реформы, которых среди обычных людей, не относящихся к «ведущей политической силе», явно большинство, справедливо считают, что сознательный подход к выбору будущей профессии возможен только при комплексном освоении всех предметов. А предоставляя ребенку право столь кардинального и безвозвратного выбора в школьном возрасте, мы лишаем его, во-первых, свободы выбора тогда, когда она ему действительно потребуется, а во-вторых – кругозора, который для этой самой осознанной свободы выбора абсолютно необходим. Особенно это касается гуманитарной составляющей.


Сужая круг гуманитарных знаний выпускников, ориентированных на освоение естественных и технических наук, мы лишаем их воспитание нравственной основы, той самой, ради которой вся эта реформа и затевалась. Сужая же круг естественнонаучных знаний у будущих гуманитариев, мы лишаем их той интеллектуальной школы, которую дает математика и другие естественные науки.


Если эта грандиозная программа будет осуществлена на практике, наши школы превратятся в настоящие инкубаторы шариковых, идейных (на уровне зомбоящика и программы «Вести»), но явно не приспособленных к новомодным модернизаторским проектам. Уже сегодня интеллектуальный уровень выпускников школы в среднем не слишком высок, а предлагаемые реформы гарантированно приведут к тому, что для большинства выпускников слишком сложным окажется даже поступление в ПТУ. Ведь ни один технический предмет не будет фигурировать в качестве обязательного. Есть опасения, что из-за их относительной сложности по сравнению с гуманитарными предметами большинство школьников наверняка не будут выбирать их и в качестве дополнительных. В стране появятся сотни тысяч или даже миллионы новых безработных, многие из которых пополнят ряды фанатов и националистов.


Россия уже пережила несколько разных реформ, проведенных по одному типу: продавливание законов без всякого обсуждения или с его имитацией, которые заканчивались на практике одинаково – провалом. Это и монетизация льгот, и реформа ЖКХ, и самый наглядный и неприятный пример последнего года – Лесной кодекс, принятый, если кто не помнит, при активной личной поддержке нынешнего премьера. Его конечный результат для этих самых лесов теперь можно выразить всего двумя характерными словами: «они сгорели». Вот только наше подрастающее поколение – это не лес, это люди, наше будущее. И очень не хочется, чтобы наши далекие потомки сказали про это поколение: «они тупые» 


Источник: http://www.mk.ru/regions/ryazan/article/2011/02/16/566516-strane-nuzhnee-patriotyi.html


Раздел: Патриотическое воспитание


Если Вы являетесь владельцем сайта или блога, Вы можете разместить нашу кнопку. Код кнопки ЗДЕСЬ

Екатеринбургский Городской Родительский Комитет
Rambler's Top100
Первая натура
Rambler's Top100

Страница председателя ЕГРК В.Ш.Неталиева
Связаться с нами Вы можете по E-mail: egrk@list.ru телефон: 8-912-630-97-43
Создание сайта«It Invest» - создание и продвижение корпоративных сайтов и промышленных организаций